Krasnoyarsk drama theatre named after Pushkin

The Pushkin Theater is the oldest theater in the region, the history of which was born in the late 19th century. Monument to the people's struggle for theatrical art in Siberia.

The history of creation

In Siberia, considered the edge of hard labor and exile, raw material appendage, despite the difficult living and working conditions, people were drawn to culture. The first theatrical art in the region originated in the early 18th century and was ecclesiastical, and in the sixties it began to be of an amateur character. Recognition of the dramatic theater was closer to the beginning of the 19th century, and by the middle of the century professional troupes from the central part of Russia had started to come to the city - it became clear that without a special room can not do, it was necessary to pull up behind the advanced part of the country. And in 1873, where the Lokomotiv stadium is located today, the predecessor of the modern Krasnoyarsk theater was erected - a wooden building with 300 seats. The theater existed in difficult economic conditions until 1898, until a fire occurred - the building burned to the ground.

The tragic event forced the public to begin collecting donations for the construction of a new theater, now a stone one and in a new place - Voskresenskaya Street, now the Mira Avenue. The merchants, teachers, and workers carried money to the temple of art. One of the major donors and creators of the project was the chairman of the Krasnoyarsk Drama Society, merchant Kuznetsov A. Construction works were supervised by the engineer-technologist Aleksandrov. A total of about 60 thousand rubles were spent on construction - at that time quite substantial money. The building of the Pushkin folk house-theater was completed in 1902. Later, this building has undergone numerous reconstruction, so that to this day continue to carry a cultural mission and keep pace with the times.

One of the historical sources tells about the Krasnoyarsk theater in 1857: "The theater at that time was lit with tallow candles and went to it with their chairs."

The story of development

Before the appearance of the stone building, which was built in 1902, the Krasnoyarsk theater art developed quite poorly. In general, the performances were amateur and only occasionally visiting professional guest performers introduced the audience to classical drama.

The new building after the construction was used not only for the needs of the theater - on the ground floor there was a shop, a library, a reading room and a drawing school. There were various exhibitions and masquerades. The familiar name of the Pushkin folk house-theater was replaced by the "Pushkin City Theater" in 1904, the inscription on the facade appeared in 1907, but the building continued to be used in various needs of citizens until the revolution.

After the popular unrest in 1905, theatrical art suffered a decline - staged in the symbolist, decadent direction. A turning point not only for theatrical art, but for the whole country occurred in 1917 - the Great October Socialist Revolution was accomplished. After these events, the repertoire of the theater was gradually replenished with classical and Soviet dramaturgy. During the the Second World War the theater did not stop work - on the stage they played themed performances to maintain the morale of the population. After the war, when the country needed to be rebuilt, performances were staged for the workers of the collective farms.

During the Soviet era, the N.Pogodin's drama "Man with a Gun" and "The Kremlin Chimes" were reproduced on the stage of the theater, in which the images of the greatest leaders of the revolution, VI Lenin and JV Stalin, were recreated.

About the building

The modern building of the theater is an architectural monument, an object of cultural heritage of regional significance. Before the building acquired its present appearance, it underwent many reconstructions, both internal and external.

The original building, erected in 1902, was executed in eclectic style, there was no high pediment and columns that can be seen on the facade today. The interior arrangement, at that time, seemed a luxury - the presence of finishes, seats and even electric lighting. But soon it became clear that the theater was tight in such conditions - many technical premises were not taken into account - this problem will become the main one during subsequent transformations.

The first repair was needed after the fire of 1930 - the building suffered significantly, the restoration work was carried out according to the sketches of the architect VA Sokolovsky. After that, the large-scale reconstruction was carried out between 1952 and 1963 according to the project of the Armenian architect Gevorg Kochar - the theater acquired a modern look (for translation - in the sense of today) - the facade is redone in the neoclassical style. The stage was enlarged, the premise for the make-up and decorating workshops was added, but this was not enough - all the important services of the theater continued to huddle in cramped premises, and some even were located under the stage and stairs.

By the time of the second large-scale reconstruction, the building was considerably dilapidated and required additional costs for repairs. In 2000, the regional administration allocated money to save the theater. The project was based on the project of the architect Demirkhanov A.S. and designer Harlov Yu.P., created in 1991, but not implemented due to the change of government in the country. The project envisaged the solution of most problems, but, obviously, due to lack of funding, the work carried out was not enough. The subsequent reconstruction of 2012-2015 turned out to be the most expensive and global in the history of the theater - more than a billion rubles was spent on major repairs and restoration, increasing the stage three times, building new technical rooms, modern stage equipment. Today, the renovated theater building is open to all fans of dramatic art.

In 1946 Krasnoyarsk artist Karatanov DI, the author of the first stage curtain of the theater, wrote: "It is very ridiculous to rebuild the old building. The place for the theater is where the Lokomotiv stadium is now. This building is left in this form ... ". Subsequently, throughout the history of the theater's existence, the building survived four large-scale reconstructions.

Theater and Revolution

In the history of the theater there is a very important memorable date - October 21, 1905. On this day the theater became a stronghold of the people's rally, in which, in consequence of the tragic events, several dozen people were killed and wounded.

Prerequisites for the rally were the revolutionary sentiments of workers throughout the country, which reached Siberia by the 1890s. With the implementation of the Trans-Siberian Railway, the labor movement has become more massive and organized. These sentiments were also spread by the local intelligentsia through the organization of Sunday schools, folk libraries and reading.

The revolutionary unrest that occurred in the western part of the country was warmly supported by the majority of the workers of Krasnoyarsk. On October 21, a local rally was organized by the local Russian Social-Democratic Party headed by Uritsky. The demonstrators included workers of railway workshops of the Krasnoyarsk car repair shop, craftsmen, labor intelligentsia, and students.

However, not all the population was unanimously determined - the Black Hundreds and Cossacks organized an armed attack on the protesters. They were people who held monarchical views. The building of the theater was liberated from the siege by the soldiers of the second railway battalion who came to the aid of the insurgents. Subsequently, the uprisings that took place throughout the country did not immediately lead to the desired result and the existing power rules for several more years. In the theater, two weeks after this tragic event, the performances resumed.

This event was displayed in the paintings of Krasnoyarsk artists - Znak AM "Krasnoyarsk. 1905 "and Lekarenko AP" 1905 in Krasnoyarsk ".

Theater today

To date, Pushkin's drama theater is the regional state institution of culture. This is one of the best and oldest theaters in Siberia. In 2011, he entered the list of Russian Forbes - "10 provincial theaters, which are definitely worth a visit." After the repair of 2015, the theater became available for the less mobile groups of the population.

Today, after several generations and epochs, the theater continues to develop actively, pleasing the Krasnoyarsk residents and guests of the city with classical and modern dramatic art.

Address
Avenue World, 73
Contacts

+7 (391) 222–38–22

sibdrama.ru

Working hours
ПН
10:00

21:00
ВТ
10:00

21:00
СР
10:00

21:00
ЧТ
10:00

21:00
ПТ
10:00

21:00
СБ
10:00

21:00
ВС
10:00

21:00

Красноярский Драматический театр имени Пушкина А. С.

Театр Пушкина — старейший театр края, история которого зарождается в конце 19 века. Памятник народной борьбы за театральное искусство в Сибири.

История создания

В Сибири, считавшейся краем каторги и ссылок, сырьевым придатком, несмотря на тяжелые условия жизни и труда, люди тянулись к культуре. Первое театральное искусство в крае зародилось в начале 18 века и было церковным, а в 60-х годах стало носить любительский характер. Признание драматический театр получил ближе к началу 19 века, и уже к середине столетия в город начали заезжать профессиональные труппы из центральной части России — стало понятно, что без специального помещения не обойтись — необходимо подтягиваться за передовой частью страны. И в 1873 году, где на сегодняшний день расположен стадион «Локомотив», был возведен предшественник современного красноярского театра — деревянное здание на 300 мест. Театр просуществовал в тяжелых экономических условиях до 1898 года, пока не случился пожар — здание сгорело дотла.

Трагическое событие вынудило общественность начать сборы пожертвований на постройку нового театра, теперь уже каменного и на новом месте — Воскресенской улице, ныне проспекте Мира. На храм искусства несли деньги купцы, учителя, рабочие. Одним из крупных жертвователей и создателей проекта стал председатель красноярского драматического общества, купец Кузнецов А. П. Строительными работами руководил инженер-технолог Александров. Всего на строительство было затрачено около 60 тыс. рублей — на то время довольно солидные деньги. Возведение Пушкинского народного дома-театра было завершено в 1902 году. В последствии, это здание претерпело многочисленные реконструкции, дабы и по сей день продолжать нести культурную миссию и идти в ногу со временем.

Один из исторических источников рассказывает о красноярском театре 1857 года: «Театр в то время освещался сальными свечами и в него ходили со своими стульями».

История развития

До появления каменного здания, которое было построено в 1902 году, красноярское театральное искусство развивалось довольно слабо. В основном, спектакли были любительскими и лишь изредка заезжие профессиональные гастролеры знакомили зрителей с классической драматургией.

Новое здание после возведения использовалось не только в нуждах театра — на первом этаже размещался магазин, библиотека-читальня и рисовальная школа. Здесь проходили различные выставки и маскарады. Привычное имя Пушкинского народного дома-театра сменилось на «Пушкинский городской театр» в 1904 году, надпись на фасаде появилась в 1907, но здание продолжало использоваться в различных нуждах горожан вплоть до революции.

После народных волнений 1905 года театральное искусство претерпело упадок — ставились постановки в символистском, декадентском направлении. Переломный момент не только для театрального искусства, но и для всей страны произошел в 1917 году — свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. После этих событий репертуар театра постепенно пополнился классической и советской драматургией. Во время Великой Отечественной войны (для англ. версии Второй Мировой) театр не прекращал работу — на сцене играли тематические спектакли для поддержания боевого духа населения. После окончания войны, когда страну было необходимо восстанавливать, ставились спектакли для тружеников колхозов.

Постсоветский период, вплоть до сегодняшнего дня, отметился новыми произведениями не только русской но и зарубежной классики, экспериментальными постановками. Благодаря новейшим техническим возможностям и современному подходу, театру удается по-новому доносить до зрителя драматургическое искусство, по-прежнему оставаясь актуальным и востребованным.

В советское время на сцене театра воспроизводилась драматургия Н. Погодина «Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты», в которых были воссозданы образы величайших вождей революции - В. И. Ленина и И. В. Сталина.

О здании

Современное здание театра является архитектурным памятником, объектом культурного наследия регионального значения. Прежде чем здание приобрело свой нынешний вид, оно претерпело множество реконструкций, как внутренних так и внешних.

Первоначальное строение, возведенное в 1902 году, было исполнено в стиле эклектики, отсутствовал высокий фронтон и колонны, которые можно увидеть на фасаде сегодня. Внутреннее обустройство, на то время, казалось роскошью — наличие отделки, сидений и даже электрического освещения. Но вскоре стало понятно, что театру тесно в таких условиях — не учтены многие технические помещения — эта проблема станет основной на протяжении последующих преобразований.

Первый ремонт понадобился после пожара 1930 года — здание значительно пострадало, восстановительные работы были произведены по эскизам архитектора Соколовского В. А. За тем масштабная реконструкция прошла в период с 1952 по 1963 годы по проекту армянского архитектора Геворга Кочара — театр приобрел современный вид (для перевода — в смысле на сегодняшний день) — фасад переделан в неоклассическом стиле. Была увеличена сцена, пристроено помещение для гримерной и декорационной мастерских, однако этого оказалось недостаточно — все важные службы театра продолжали ютиться в тесных помещениях, а некоторые даже располагались под сценой и лестницей.

К моменту второй масштабной перестройки здание значительно обветшало и требовало дополнительных затрат на ремонт. В 2000 году краевая администрация выделила деньги для спасения театра. За основу был взят проект архитектора Демирханова А. С. и дизайнера Харлова Ю. П., созданный еще в 1991 году, но не реализованный из-за смены правительства в стране. Проект предусматривал решение большинства проблем, но, очевидно, из-за нехватки финансирования, проведенных работ оказалось недостаточно. Последующая реконструкция 2012–2015 годов оказалась самой дорогой и глобальной за всю историю театра — более миллиарда рублей было затрачено на капитальный ремонт и реставрацию, увеличение сцены втрое, постройку новых технических помещений, современного оборудования сцены. Сегодня обновленное здание театра открыто для всех поклонников драматического искусства.

В 1946 году красноярский художник Каратанов Д. И., автор первого сценического занавеса театра, писал: «Весьма нелепо перестраивать старое здание. Место для театра там, где сейчас находится стадион «Локомотив». Это же здание оставить в таком виде...». Впоследствии за всю историю существования театра здание пережило четыре масштабные реконструкции.

Театр и революция

В истории театра есть очень важная памятная дата — 21 октября 1905 года. В этот день театр стал опорным пунктом народного митинга, в котором, вследствие трагических событий, было убито и ранено несколько десятков человек.

Предпосылками к митингу стали революционные настроения рабочих по всей стране, которые дошли до Сибири к 1890-ым годам. С проведением транссибирской магистрали рабочее движение стало более массовым и организованным. Эти настроения также распространяла местная интеллигенция через организацию воскресных школ, народных библиотек и читален.

Революционные волнения, произошедшие в западной части страны, были горячо поддержаны большинством трудящихся Красноярска — 21 октября местной российской социал-демократической партией под руководством Урицкого М. С. был организован митинг. В состав митингующих вошли рабочие железнодорожных мастерских красноярского вагоноремонтного завода, ремесленники, трудовая интеллигенция, учащаяся молодежь.

Однако не все население было единодушно настроено — вооруженное нападение на митингующих организовали черносотенцы и казаки. Это были люди, придерживающиеся монархических взглядов. Освободили здание театра от осады пришедшие на помощь к восставшим солдаты второго железнодорожного батальона. Впоследствии, восстания, которые прошли по всей стране, не сразу привели к желаемому результату и существующая власть правила еще несколько лет. В театре, через две недели после этого трагического события, возобновились спектакли.

Это событие было отображено на картинах красноярских художников — Знак А. М. “Красноярск. 1905 год” и Лекаренко А. П. “1905 год в Красноярске”.

Театр сегодня

На сегодняшний день драматический театр Пушкина является краевым государственным учреждением культуры. Это один из лучших и старейших театров Сибири. В 2011 году он вошел в список российского Forbes — «10 провинциальных театров, которые непременно стоит посетить». После ремонта 2015 года театр стал доступен и для маломобильных групп населения.

Сегодня, спустя несколько поколений и эпох, театр продолжает активно развиваться, радуя красноярцев и гостей города классическим и современным драматическим искусством.